Историй о том, как удалось выйти из затруднительной ситуации, среди водителей почти не слышно: не имея возможности остановиться, трудно выжить на горном серпантине или перед препятствием, "накатывающимся" со скоростью за двести…
А те, кому повезло, частенько рассказывают о чуде: отказали абсолютно исправные тормоза с неизношенными поверхностями трения (колодками, дисками, барабанами). Педаль "вдруг" провалилась, а через некоторое время "восстановилась".
В злой рок действительно можно было поверить, если бы не одна деталь, точнее — жидкость. Тормозная, разумеется. В тормозах она играет не меньшую роль, чем любая другая деталь системы. От ее состояния зависит их работоспособность, а значит, и жизни людей.
В сервисной книжке есть такая запись: тормозную жидкость надо менять каждые два года. Между тем многие водители не придерживаются этого срока. Вместо полной замены тормозной жидкости ездят "на доливе", хотя все производители автомобилей четко регламентируют сроки ее полной замены. Почему?
Любая жидкость при нагревании начинает кипеть, т. е. переходить из одного агрегатного состояния в другое, а тормозная жидкость работает в очень тяжелых условиях. Даже при "городском" вождении она нагревается до +150°С. Если же нагрузки особо высоки (езда с прицепом, горная дорога, агрессивный стиль вождения и т.п.), то температура тормозной жидкости может достигать +180°С, а при остановке машины кратковременно подскакивать до +200°С.
Когда закипает жидкость в гидравлическом приводе тормозов, ее пары (т. е. газовая фаза) легко сжимаются, педаль уходит в пол.
Конечно, тормозные жидкости рассчитаны на такие нагрузки: их заявленные температуры кипения составляют от +205 до +265°С в зависимости от конкретной марки. Но в процессе работы тормозная жидкость неизбежно поглощает влагу, и температура кипения понижается. Например, если в течение года тормозная жидкость "наберет" 2-3% воды, то температура ее кипения снизится на 30-50°С, то есть она может закипать при 145-160°С.
Это абсолютно недопустимо. Происходит так называемая паровая блокировка тормозов: из-за резкого расширения образовавшихся пузырьков часть жидкости выдавливается в резервный бачок, при нажатии педали оставшаяся "внизу" жидкость не создает нужного давления (она насыщена пузырями), и педаль "проваливается". Все это говорит о том, что тормозная жидкость - вещь весьма серьезная, требующая к себе особого внимания. В чем оно заключается? В контроле над состоянием тормозной жидкости и при необходимости её замены.